Написать письмо

Ctrl + увеличить сайт, Ctrl - уменьшить сайт
На главную

Родителям на заметку | На список статей | На главную                

  Тексты детских песен

  Развивающие игры


  Родителям на заметку


  Творчество


  Говорят дети


  Сказки и стихи


  Наши дети


  Английский в картинках
  Фотогалерейка
  Наши кнопки

Учите детей делать открытия

Необходимо обучать детей мышлению. Как сделать это таким образом, чтобы подобное общение учитывало природу ребенка, способствовало его развитию? Начинать, видимо, следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.

Напpимер, на уроках естествознания дети не получают сразу готовые знания, а пытаются их сконструировать самостоятельно под руководством педагога. Начальной точкой для разговора становится детский вопрос, на который ученики пытаются ответить самостоятельно, выдвигают свои гипотезы. Взрослый лишь помогает детям обсудить их варианты и проверить предположения на основе опыта. В результате ребенок как бы "переоткрывает" для себя знания, которые когда-то были получены человечеством.

Главное – научить детей делать открытия. Перед нами стоит задача – сформировать у них особые познавательные способности. Одна из них – способность к моделированию. Важно учитывать тот факт, что дети не только осваивают готовые научные модели, но и пытаются создавать свои собственные. Например, мы проходим тему "Расширение тел при нагревании". Учитель демонстрирует опыт с расширением монеты и предлагает ребятам попытаться объяснить увиденное явление. Дети приходят к парадоксальному выводу: монета увеличилась, значит, откуда-то взялось дополнительное количество вещества, из которого она сделана. Если это не так, то в монете должна образоваться дырка. Но и этого не произошло. Обсуждение заходит в тупик, и тогда педагог предлагает ребятам представить и попытаться нарисовать то, что, с их точки зрения, происходит внутри монеты. То есть процесс, который увидеть невозможно. Большинство детей в этом случае рисуют "модели" дополнительного вещества ("там внутри такая волшебница сидит, и, когда мы нагреваем, она новое вещество вырабатывает". Но вот одна девочка создает оригинальную "модель": "Монета состоит из паучков. Когда мы ее нагреваем, им становится жарко, и они разбегаются в разные стороны. Когда им холодно, они опять собираются вместе". То есть ребенок, еще не зная атомно-молекулярной теории о строении вещества и об изменении его плотности при нагревании, фактически строит "модель", близкую к современным научным представлениям.

В дальнейшем предметом специального обсуждения с ребятами становятся уже предлагаемые детьми "модели", а также варианты их использования для объяснения других природных явлений (например, растворение "марганцовки" в воде).

Нина ЛЮРЬЯ, г. Москва
Журнал "Психолог"

 
Ирина Severinka Попова © 1999-2024